Сайт працює в тестовому режимі
неділя, 20 травня 2018
  • Київ 14:27
  • Нью-Йорк 7:27
  • Лондон 12:27
  • Токіо 20:27
  • Москва 14:27

Коммерческая тайна по-украински: Надежно ли защищена ваша бизнес-информация в Украине?

3 Квітня 2018

Как любил поговаривать Уинстон Черчилль: «Кто владеет информацией, то владеет миром». До Черчилля, еще в конце XIX века, аналогичную мысль высказывал Оскар Уайльд: «Тайная информация – это почти всегда источник большого состояния».

Несмотря на то, что с того времени «много воды утекло», такое утверждение по-прежнему остается злободневным и актуальным.

Ни для кого не является секретом, что у нас в стране любят поторговать информацией. Причем, делают это не первые лица на предприятиях или в учреждениях, а скромные штатные сотрудники, имеющие к ней непосредственный доступ, в силу выполняемых обязанностей. Конкуренты следят друг за другом, пытаясь понять, как возник коммерческий успех или какие разработки позволяют получать сверхприбыли. И естественно, что самым лучшим источником информации, будет или внедренный или завербованный сотрудник.

Такой носитель информации имеет непосредственный доступ к документам, договорам, проектам, и при умелом воздействии, от него можно получить все необходимое. Причем причина, по которой он переметнулся на сторону врага, не имеет никакого значения. Деньги или личные неприязненные отношения уже сыграли свою роль, теперь остается только ждать результатов.

Узнав о намерениях заключить выгодный контракт или долгосрочный договор, конкурирующая организация обязательно воспользуется полученной информацией и поставит «палки в колеса» на любом этапе реализации проекта. Поэтому внимание коммерческой тайне должно уделяться не меньше, чем проверке кандидатов на вакантные должности.

Как правило, понятие «коммерческой тайны» вносится в уставные документы на этапе создания предприятия, а в дальнейшем это дальновидное действие, позволяет эффективно бороться как с физическими «шпионами», так и с электронными.

Законодательство Украины по защите коммерческой тайны

О законодательстве по защите коммерческой тайны можно узнать в основном из части 1 ст. 505 ГК Украины, в которой законодатель указал на необходимость применения мер защитного характера. До поры до времени, предварительные переговоры о выгодном контракте, или участие специалистов в разработке инновационной технологией, являются просто информацией, без соответствующих последствий. Но когда приняты меры по ее сохранности, она уже переходит в ранг коммерческой тайны. И основная задача ее собственника, ограничить к ней доступ и сохранить от непосвященных.

Именно с момента принятия такого решения, можно говорить о возникновении у собственника прав на коммерческую тайну. Естественно, что одного решения будет недостаточно, так как эта информация должна соответствовать всем признакам коммерческой тайны:

  • обязательной секретности;
  • ее коммерческой ценности;
  • адекватности принятых мер охраны.

Иными словами, предприниматель, руководитель, учредитель, должны самостоятельно позаботиться о коммерческой тайне, и предпринять все меры, направленные на ее сохранность. Хочется сравнить эффективность законодательной базы по охране коммерческой тайны, с расхожим выражением: «Можно делать то, что не запрещено». То есть, разработчики ноу-хау или инновационных проектов сами ломают голову, как сохранить втайне от всех проект, и используют все дозволенные методы.

Необходимые меры для защиты коммерческой тайны

Самый простой способ трансформировать информацию в коммерческую тайну, это поставить соответствующий гриф на проект договора, контракта, иного пакета документов и ограничить к нему доступ третьих лиц. Естественно, что собственнику ноу-хау или инновационной технологии придется только самому «держать язык за зубами», но и требовать аналогичного поведения от других участников проекта. То, что место для хранения разработок и проектов должно быть оборудовано надлежащим образом, и представлять собой неприступную цитадель, об этом говорить не будем. А вот то, что следует ограничить доступ сотрудникам к свободному выходу в интернет, то следует упомянуть. Не секрет, что большинство информации «утекает» через всемирную паутину, и там же находит своего конечного адресата, или заказчика.

Благодаря развитым технологиям, сегодня не надо играть в шпионов, фотографируя коммерческую информацию в ночное время. Достаточно ее скачать и отправить адресату на работе, чтобы проект получил широкую огласку. Поэтому контроль, как за локальной сетью, так и за выходом в интернет-пространство должен контролироваться с особой тщательностью.

Возложить эту обязанность на системно администратора было – бы вполне логично, однако и здесь существуют свои «но». Системные администраторы как раз и являются носителями и хранителями коммерческой тайны, а также другой секретной информации, представляющей интерес для третьих лиц. В силу выполнения функциональных обязанностей, он имеет доступ к персональным компьютерам, знает пароли и коды входов в систему. Безоговорочно доверять можно только в определенных, исключительных случаях. Естественно, что каждый бизнесмен самостоятельно подбирает персонал, и знает, кому доверять, а кого остерегаться, но все же системный администратор – самое уязвимое звено. Периодические проверки лишними не будут, а коммерческая тайна не доступна и сохранена.

То же самое относится и к остальному персоналу, а проверкой сотрудников должны заниматься профессионалы. Служба безопасности предприятия, как правило, состоит из бывших сотрудников спецслужб. Их действия бывают грамотными и квалифицированными, позволяют предотвратить тяжелые для компании последствия. Поэтому, чтобы надежно сохранить коммерческую тайну, следует подумать о создании такой структуры из профессионалов.

Если вы собираетесь открыть свой бизнес, связанный с инновационными разработками, выгодными проектами, открытиями и усовершенствованиями, то лучше сразу позаботиться о сохранности коммерческой тайны, предприняв следующие меры:

  • в уставные документы внести соответствующий пункт о соблюдении правил неразглашения коммерческой тайны;
  • в трудовых договорах и контрактах предусмотреть ответственность сторон за разглашение коммерческой тайны;
  • разработать положение о коммерческой тайне на предприятии;
  • при необходимости создать службу безопасности;
  • принять меры с сохранности;
  • контролировать действия штатных работников, имеющих допуск к коммерческим сведениям.

Если придерживаться этого принципа, то можно добиться сохранности информации, предоставляющую коммерческую тайну. Это относится как к компаниям-резидентам Украины, так и к предприятиям с иностранным капиталом.

 

Олег Александрович Беликов

кандидат юридических наук

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *